Открытый урок-проект «Святое имя-МАТЬ».

Цели урока:

·                  проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери

·                  воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери

·                  воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет

·                  развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание

Оборудование:

·                  интерактивная доска, проектор, звуковые колонки

·                  оформление доски рисунками учащихся 10 класса, выполненных ими в начальной школе по теме « МАМА»

·                  Эпиграф к уроку.

Ход урока

 

I. Видеоклип «МАМА».

II. Вводное слово учителя.

Родиться стоит поздно или рано
хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить святое  слово “МАМА”,
Которого священней в мире нет.

    Эти слова мы решили взять эпиграфом к нашему уроку, посвященному самому главному человеку на Земле МАМЕ!

     Рождение новой жизни - одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено благоговением. Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно единство матери и ребенка. Об этом создают свои картины художники разных народов, писатели, поэты и музыканты воспевают в своих произведениях.  «Мама» - эталон прекрасного, нравственный ориентир в обществе. И сегодня мы попытаемся представить этот святой образ через анализ творчества поэтов, музыкантов, художников.

    3. Выступление творческих групп

    1 группа. Как образ матери запечатлен в живописи.

 

Слайд 1.

 

Темой нашего выступления является « Образ матери в живописи» . Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах. 

Каждая эпоха создавала свой образ материнства. Художники всех времен и народов, каждый по-своему, давали представление о прекрасных человеческих качествах. Представление о материнстве как о высоком и светлом, радостном и тревожном подвиге, сохраняется из века в век.

Эпиграфом к  выступлению являются следующие слова:

 Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

 

Слайд 2. Тема материнства - одна из древнейших тем в мировой культуре. В верхнем палеолите всей Северной Евразии были очень широко распространены женские фигурки из камня, известняка или мергеля, реже из стеатита или слоновой кости, безликие, но с подчеркнутыми признаками женского, рождающего естества. Такие фигурки называют «палеолитическими Венерами».  Палеолитическая Венера – это не грациозное создание и не цветущая женственность Афродиты, но многорожавшая мать. Таковы наиболее известные «венеры» из Виллендорфа (Австрия), Ментоны (Итальянская Ривьера), Леспюжю (Франция)

Идут года, бегут столетия, но тема “Женщина- мать" в живописи не исчезает.

Слайд 3-5. 

Следующий этап изображения образа матери в живописи- иконы. Иконы пишут по строго определённым правилам (канонам) красками (обычно темперой) на деревянной (липовой или сосновой) доске, покрытой левкасом (особым грунтом).

 Средневековое искусство европейских стран широко запечатлело образ Богоматери. В Средневековом искусстве Богородица явилась олицетворением природы, богини матери, поэтому ее часто изображали среди природы. Но одним из ярчайших образцом материнства средневековой живописи явилась икона Владимирской Богоматери, созданная в Константинополе в XII веке. «Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства.

Слайд 6.

Сюжеты картин эпохи Возрождения основываются в основном на событиях, описанных в Библии. Чаще живописцы того времени изображали истории из Нового Завета. Самое популярный образ – это Богородица с младенцем – маленьким Иисусом Христом. Образ Мадонны передает нам красоту женщины, а также несет в себе понимание земной человеческой любви.

«Сикстинская Мадонна» (итал. Madonna Sistina) — картина  Рафаэля. Огромное по размерам  полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и Святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога. В образе Марии гармонично соединены восторг религиозного триумфа с такими общечеловеческими переживаниями, как глубокая материнская нежность и отдельные ноты тревоги за судьбу младенца. Её одежды просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом...

Слайд 7. «Мадонна Литта» (1490—1491) — картина итальянского художника Леонардо да Винчи. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза, едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством.

Слайд 8-10. Искусство XIX века по-новому раскрывает образ женщины-матери. Признанный портретист, академик живописи А.Г. Венецианов (1780-1847) стал писать простых русских женщин - крестьянок, занятых нелегкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника складывалось свое представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. В «Кормилице с ребенком» (1831) подчеркнуты одухотворенное начало и в тоже время индивидуальность.  Автор желает подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и осталась хранительницей лучших традиций крестьянской жизни. На полотне «На жатве. Летом» (1820-е) в центре картины изображены женщина-жница с ребенком на руках. Тогда когда нещадно палит солнце, стоят рядами снопы, зеленеют холмы, женщина расположилась отдохнуть на высоком помосте, она ласково обнимает малютку, забыв об усталости.

Слайд 11-12.  

Вот и наступил XX век.

В искусстве XX века совершенно по- новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина (1878-1939). После октябрьской революции Петров-Водкин стремится осознать новые взаимоотношения человека и мира. Своё осмысление происходящих исторических событий воплотил в прославленной “Петроградской Мадонне”.

Молодая женщина с ребёнком в руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий. Но всё это лишь временный фон основного изображения женщины-матери.

Не случайно она повернулась спиной к городу. Её главные забота - это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем.

Слайд 13.  Интересно воплощена тема материнства в картине Александра Александровича Дайнеки (1899-1969). Величие и целомудрие, достоинство и женская гордость ощущаются в облике матери в картине «Мать» (1932) Нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребенком на руках.  Картина полна тишины и величавого чувства материнской любви. Сюжет вечный. На руках молодой женщины спит малыш. Композиция удивительно проста: на гладком темном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребенком на руках. Противопоставляя хрупкое разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребенка от любых жизненных невзгод. Дейнека восславил земную любовь матери, оберегающей свое дитя от всех случайностей тревожного века

конецформыначалоформы  Слайд 14.

По-новому прозвучит эта тема в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной Войны.

Апогеем призыва является плакат Ираклиея Тоидзе «Родина-мать зовет!» (1941). Здесь мужественный образ матери призывает на помощь своих сыновей. Образ «Родины-матери» в дальнейшем стал одним из самых распространенных образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве, а впоследствии в рекламе.

Слайд 15. Картина А. Мыльникова « Прощание».

        Мать провожает сына, провожает на войну. Что может быть на свете священнее имени матери! Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю, шепчет - « Мама». Только мать все поймет, все простит и примет в свои объятия через любые расстояния и годы.

     Как смотрит эта старенькая женщина на сына, в ее глазах боль и мольба, жалость и тревога. Кажется, она хочет насмотреться на сыночка на всю оставшуюся жизнь, вернется ли? Дождется ли? Черный дым пожарищ – война, она рядом. Надо идти. Вернись. Прощай.

Сколько их , матерей,   не дождались своих сыновей и до последнего вздоха ждали, верили в чудо. Невозможно забыть лицо матери, провожающей сына.

Слайд 16.

  И в завершении обратимся к творчеству нашего современника Камиля Муллашева, заслуженного деятеля Казахстана. Эта картина в настоящий момент выставлена в Музее Первого президента. На картине изображено 3 поколения: бабушка, мама с ребенком. Ярко передан колорит казахского народа. В этой замечательной картине художнику удалось отобразить своё представление о счастье, чистой земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств - чувства материнства, семьи.

       Подводя итог сказанному, хочется отметить : каждая эпоха создавала свой образ материнства. Представление о материнстве как о высоком и светлом, радостном и тревожном подвиге, сохраняется из века в век.

 

      2 группа. Как образ матери представлен в поэзии 19 века.

Слайд 1.

      Тема нашего выступления « Образ матери в поэзии Некрасова».

          Свое выступление мы хотим начать со слов Некрасова:

О, МАТЬ МОЯ,

ПОДВИГНУТ Я ТОБОЮ,

  ВО  МНЕ СПАСЛА

  ЖИВУЮ ДУШУ ТЫ…

      Слайд 2. 

    Ни с чем несравнима роль матери в нашей судьбе, ибо мать не только рожает, но и рождает. Рождает наше бытие, одухотворяет живой комочек жизни словом, мыслью, любовью, преданностью. Мать творит неповторимую человеческую личность.

       Образ матери находит отражение в разных видах искусства. Но, пожалуй, поэзия умеет наиболее тонко и эмоционально уловить и выразить сокровенное движение человеческой души. И стихи о матери – одна из самых светлых и святых страницах нашей поэзии.

    Слайд 3.

     Нам предстоит сегодня обратиться к этой теме в творчестве Н.А.Некрасова, проследить, какое развитие получает образ матери в лирике поэта.

В насмешливом и дерзком нашем веке

Великое, святое слово: «мать»

Не пробуждает чувства в человеке.

Но я привык обычай презирать.

Я не боюсь насмешливости модной.

Такую музу мне дала судьба:

Она поёт по прихоти свободной или молчит, как гордая раба.

Я много лет среди трудов и лени

С постыдным малодушьем убегал

Пленительной, многострадальной тени,

Для памяти священной…  Час настал!

К сожалению, документальных свидетельств об отношениях матери и сына Некрасовых до нас дошло очень мало. Мало  сохранилось и фотографий, художественных изображений облика матери. И все-таки можно говорить о том, что восприемником первых его поэтических опытов была мать, Елена Андреевна. Она поддерживала в детях устремленность к творчеству. Сама неплохо музицировала и пела. Некрасов высоко ценил Елену Андреевну, воздавал должное многим свойствам ее личности, видел в ней духовного друга. « Я мать любил», -  признавался Некрасов  В. Немировичу-Данченко. Елена Андреевна была добрым, мягким человеком, о чём осталось много воспоминаний современников, свидетельств крепостных крестьян.

           Из воспоминаний  Ф.М. Достоевского: «Он говорил мне тогда со слезами о своем детстве,… о своей матери – и то, как говорил он о своей матери, та сила умиления с которою он вспоминал о ней, рождали уже и тогда предчувствие, что мать –это самое святое в его жизни, это существо, служит ему маяком, путеводной звездой».

         Публицист  П.А.Гайдебуров  писал  о разговоре с Некрасовым, когда тот комментировал свои последние стихи о матери: «… он вспоминал о матери с такой  любовью, с такой трогательной нежностью, он приписывал ей такое громадное влияние на всю свою жизнь и рисовал её образ в таком поэтическом ореоле, что для меня стала вполне понятна восторженность, с какою он вспоминал о матери в прежних своих стихотворениях».

Своей маме он посвятил несколько стихотворений  - это  «Родина», «Рыцарь на час», «Затворница», «Баюшки – баю», ярко изображает в поэмах «Несчастные», «Мороз-красный нос» и «Мать».

   Поэт вспоминал мать с глубокой благодарность  и с искренней сыновьей любовью. В стихотворении «Рыцарь на час» он страдает от того, что, уехав из дома шестнадцатилетним мальчиком, он так и не увидел матери. Она слишком рано умерла. Недалеко от Ярославля, в селе Абрамцево, стоит церковь Петра и Павла, прихожанами которой являлась семья Некрасова. А рядом, за церковной оградой, находится могила матери поэта – Елены Андреевны Некрасовой. 

Стихотворение было опубликовано в журнале «Современник» в 1862 году. Лучшие люди России были потрясены стихами, многие просто плакали, читая эти проникновенные строки. Образ матери в стихотворении вышел далеко за рамки автобиографического сюжета, стал символом безмерного страдания многих женщин. В произведении происходит лирическое возбуждение героя, возбуждение сменяется бессонницей, и вдруг неожиданно всплывает образ матери:

В эту ночь я хотел бы рыдать 
На могиле далёкой,
Где лежит моя бедная мать.


          Слайд 4.

  Наряду с тем, что Некрасов всегда проявлял нежность к своей матери, он в своих стихотворениях сохраняет эту нежность к своим лирическим героиням. Русская женщина у Некрасова прекрасна и талантлива, как его собственная мать. Она не лишена ума, самоотверженности и вдохновения. Вот почему так прекрасны образы женщин Некрасова:

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка!

Так пишет поэт в поэме «Мороз, Красный нос».

        Слайд 5.

Героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...» выбивается из сил ради своей кровиночки и не замечает глубокой раны, полученной при жатве. Героине нельзя расслабляться, давать волю чувствам, хандрить или болеть, ведь на ней самая важная ответственность — маленький, беззащитный младенец.

Тяготы и лишения проходит некрасовская женщина:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом обвенчаться,

Вторая – быть матерью сына – раба,

А третья – до гроба рабу покоряться.

- Это ли не строки о матери самого поэта? Это ли не размышления о несправедливости судьбы?

И тут же мы читаем в стихотворении «Тройка», что нет прекрасней на свете, чем русская женщина во всей её красе:

На тебя заглядеться не диво

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих черных как ночь!

Слайд 6.

 Возможно ли без внутреннего трепета и глубокого соучастия читать исполненные высокого значения строки Николая Алексеевича Некрасова, написанные им в 19 веке, о Крымской войне.

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И лучший друг забудет друга:
Но где- то есть душа одна-
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы-
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

Как трагично это звучит, как просто и близко все к нашему времени. И опять в крови оживают мгновенно багровые отсветы недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны, и переворачивает душу детский плач... И над всем этим растерзанным и развороченным миром в молчаливой скорби вырастает фигура матери.

      Таким образом, подводя итоги,  можно сказать, что тема матери у Некрасова бесконечно простирается в стихотворениях. Можно внимательно изучать отдельные строки или целые отрывки из поэм, но мысль автора не утеряешь.

          Через всю жизнь пронес Некрасов любовь и благодарность к своей матери, и с поразительной нежностью сумел воспеть её в стихах. Образ матери для Некрасова всегда был воплощением начала жизни, олицетворением  беспредельного добра и высшей справедливости.

Образ матери у Некрасова – это символ добра на земле, воплощение начала жизни, высшая справедливость на свете.

     3 группа. Образ матери в поэзии 20 века.

I часть

МАМА! Именно это слово становится первым в жизни ребенка. Мама находится с каждым из нас с первых дней жизни, учит нас видеть мир, воспринимать его в звуках, красках, образах. Подрастая, мы часто ждем утешения именно от мамы, она пожалеет, она поймет. Мы становимся взрослыми и покидаем родительский дом. А мамы ждут весточки, вслушиваются в шорохи и звуки шагов у двери. И все наши радости и огорчения, победы и поражения переживают вместе с нами наши мамы. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе. Многие писатели и поэты черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.Но почему именно образ матери, а не жены, сестры, дочери, отца? Ведь все они, казалось бы, столь же необходимы для земного бытия. Столь же, да не совсем… Мать – это словно бы вся прошлая жизнь, постепенно отделяющаяся от человека, туманная память, золотая дымка. Это – кровная связь, истонченная временем до состояния душевной, связь, ничего не требующая, кроме памяти.

 

II часть

Ярко и эмоционально описывает свою любовь к матери русский поэт Сергей Есенин,

 можно с уверенностью сказать, что его стихи о матери являются источником для

вдохновения последующих поколений  поэтов.

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинова Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Т.к. мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых.

Мать поэта была замечательной песенницей. От нее поэт с ранних лет слышал русские народные песни, сказания, поговорки, загадки. Образ матери проходит через все творчество поэта. Ему было всего лишь девятнадцать лет, когда он с поразительной откровенностью передал грусть материнского ожидания в стихотворении «Русь». Много волнений приносит сын матери, но материнское сердце все ему прощает. «О,моя терпеливая мать!» — вырывается у С. А. Есенина. Тоскуя по дому, по родным местам, он писал о «милой, доброй, старой, нежной матери»:

 

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,

Тихо, безмолвно, как будто без мук.

Хочет за чайную чашку взяться —

Чайная чашка скользит из рук.

 

Наверное не найдется человека, который бы не слышал  стихотворение Сергея Есенина  «Письмо матери ». Здесь с поразительной силой переданы сыновние чувства.

Много раз в русской поэзии звучало обращение к матери, но у С. А. Есенина это получилось особенно трогательно. Его строки признания в любви к «милой, родной старушке» наполнены пронзительной сердечностью, изливающейся нежностью.

 Ты жива еще, моя старушка?

 Жив и я. Привет тебе, привет!

 Пусть струится над твоей избушкой

 Тот вечерний несказанный свет.

 

 Пишут мне, что ты, тая тревогу,

 Загрустила шибко обо мне,

 Что ты часто xодишь на дорогу

 В старомодном ветxом шушуне.

 

 И тебе в вечернем синем мраке

 Часто видится одно и то ж:

 Будто кто-то мне в кабацкой драке

 Саданул под сердце финский нож.

 

 Ничего, родная! Успокойся.

 Это только тягостная бредь.

 Не такой уж горький я пропойца,

 Чтоб, тебя не видя, умереть.

 

 я по-прежнему такой же нежный

 И мечтаю только лишь о том,

 Чтоб скорее от тоски мятежной

 Воротиться в низенький наш дом.

 

 я вернусь, когда раскинет ветви

 По-весеннему наш белый сад.

 Только ты меня уж на рассвете

 Не буди, как восемь лет назад.

 

 Не буди того, что отмечалось,

 Не волнуй того, что не сбылось, -

 Слишком раннюю утрату и усталость

 Испытать мне в жизни привелось.

 

 И молиться не учи меня. Не надо!

 К старому возврата больше нет.

 Ты одна мне помощь и отрада,

 Ты одна мне несказанный свет.

 

 Так забудь же про свою тревогу,

 Не грусти так шибко обо мне.

 Не xоди так часто на дорогу

 В старомодном ветxом шушуне.

 

 «Письмо   матери»   наполнено   доброжелательностью, сыновним чувством вины за долгое молчание , признанием того, как много причинено беспокойства родному человеку. Поэт обращается к ней с любовью, используя при этом самые теплые, самые нежные сло­ва.

 

Лирика С. А. Есенина искренняя и откровенная, в ней чувствуется биение беспокойного и нежного сердца автора. Недаром его поэзия была и остается понятой и близкой многим русским людям. Она всегда звучит современно, в ней чувствуется человеческое добро и тепло, а они необходимы людям всех времен и поколений.

   Образ матери выглядит ещё более трагично на фоне великой и страшной своей ожесточенности Отечественной войны 1941-1945 годов. Кто более матери перенес страданий в эту пору? Она теряла на фронте своих сыновей, она переживала оккупацию и оставалась с маленькими ребятишками на руках без хлеба и крова, она до изнеможения работала в цехах и полях и, всеми силами помогая Отчизне выстоять, делилась с фронтом последним куском.
О страданиях матерей в дни войны повествуется в стихотворении М. Исаковского “Русской женщине...”

Русской женщине

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

 

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

 

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

 

Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

 

А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

 

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

 

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

 

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.

 

За все ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

 

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

 

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

 

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое...

 

Образ матери ярко представлен в творчестве поэта-барда Б. Окуджавы. Многие его стихи положены на музыку и знакомы многим.

(звучит песня Б. Окуджава “До свидания, мальчики”).


III часть

Шло время, менялась страна, менялась жизнь, а образ матери неизменно занимал первостепенное место в творчестве поэтов и писателей.

      Ахматова писала о любви и доброте, но судьба ее была полна горя и страданий. Тяжелая доля женщины - тема многих произведений Анны Ахматовой, но самое сильное впечатление производит поэма «Реквием», в которой боль Ахматовой неразрывна с трагедией всей страны.

Нет, и не под чуждым небосводом,

      И не под защитой вражьих крыл, -

 Я была тогда с моим народом,

   Там, где мой народ, к несчастью, был.

Основой поэмы стала личная трагедия А. Ахматовой: ее сын Лев Гумилев был трижды арестован в сталинские годы. Первый раз его, студента исторического факультета ЛГУ, арестовали в 1935 году, и тогда его удалось скоро вызволить. Ахматова тогда написала письмо И.В. Сталину. Во второй раз сын Ахматовой был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз Льва арестовывают в 1949 году, приговаривают к расстрелу, который заменяют затем ссылкой. Вина его не была доказана, и впоследствии он был реабилитирован.

Но "Реквием" – это не только личная трагедия, но трагедия народная.

   «Реквием» Анна Ахматова писала продолжительное время - от 1935 до 1961 года. Это не просто отдельные стихи, которые со временем сложились в поэму, эта целая жизнь женщины и ее ребенка, мужчины, народа. В поэме Анны Ахматовой явно прослеживается влияние поэзии Н.Некрасова. И не только стихотворения «Внимая ужасам войны». Например, причитание матери по уводимому в тюрьму сыну строится как народный плач, как крестьянский плач по покойнику. Сразу вспоминаются похороны Прокла в поэме «Мороз, Красный нос».

 

    Читаешь о плаче матери, когда от нее забирают ее сына, и действительно слышишь те страшные причитания над  умершим, который никогда больше не возвратится к родному дому.

 Семнaдцaть месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидaлaсь в ноги пaлaчу,

Ты сын и ужaс мой.

Все перепутaлось нaвек,

И мне не рaзобрaть

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль кaзни ждaть.

И только пышные цветы,

И звон кaдильный, и следы

Кудa-то в никудa.

И прямо мне в глaзa глядит

И скорой гибелью грозит

Огромнaя звездa.

Мать проходит круги ада. Горе матери беспредельно. Ахматова это  пережила , прочувствовала и эти  чувства матери отобразила в своей поэме.

IV часть

Завершая свое выступление, хочется отметить , что  это далеко не  все авторы и не все произведения, о которых хотелось бы рассказать. Тема материнства никогда не перестанет волновать.

В заключение хотим процетировать замечательные слова  писателя, режиссёра, актёра Василия Шукшина: «Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное. Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может».

  4 группа. Как образ  матери отразился в музыке.

«Образ матери в вокальной музыке прошлого и современности»

Ведущая:  Мы хотели бы начать наше выступление со стихотворения Юрия Шмидта, которое называется «По имени Мать» (включить презентацию «Памятники матери»):

Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица,
Но она не уснёт, продолжая нас ждать.
Я сегодня хочу до земли поклониться -
Нашей женщине русской по имени Мать.

Той, которая жизнь подарила нам в муках,
Той, что с нами, порой, не спала по ночам,
Прижимали к груди ее теплые руки,
И молилась за нас всем Святым Образам.

Той, которая Бога просила о счастье,
За здоровье своих дочерей, сыновей.
Каждый новый наш шаг для неё был, как праздник,
И больнее ей было от боли детей.

Из родного гнезда вылетаем, как птицы:
Поскорее нам хочется взрослыми стать.
Я сегодня хочу до земли поклониться -
Нашей женщине русской по имени Мать.

Мама – символ вечности, святости, тепла и всепобеждающей любви. Самое родное,  дорогое, святое связано с этим образом: мать – Земля, Родина – мать, Природа – мать и та, которая родила и живёт во имя ребёнка – мама.

«Образ матери в вокальной музыке прошлого и современности».

И, конечно, говоря об образе матери, нельзя забывать о Божией Матери. На Руси особо почитают Богородицу.

Богородица на Руси  — и «Защитница», и «Заступница», и  «скорая помощница». Недаром Россию называют «домом Богородицы».

Слайд №3

Сергей Васильевич Рахманинов – русский композитор, дирижер, пианист – будучи глубоко верующим человеком, не мог обойти в своем творчестве тему материнства, тему прославления Богородицы. И тем самым сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки. Его хоровая симфония «Всенощное бдение» – вершина хорового искусства, как русской, так и мировой культуры. Эта музыка наполнена глубочайшим содержанием, высокой духовностью, огромной мощью. Это классика русской хоровой духовной музыки и является основой репертуара, практически, всех хоровых коллективов соборов.

Всенощное бдение – это общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресенья. «Всенощное бдение» С.В.Рахманинова состоит из 15 хоров, один из которых посвящен Богородице и написан на слова самой известной молитвы, обращенной к ней – «Богородице Дево, радуйся». Теперь мы послушаем хор С.В.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

 

Слайд №5

Сейчас прозвучит песня, которую написали замечательные талантливые авторы – Евгений Григорьевич Мартынов и Андрей Дмитриевич Дементьев. Она называется «Баллада о матери» - видеоклип.

Баллада о матери

Музыка Е. Мартынова, слова А. Дементьева

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?
Много лет как кончилась война,
Много лет как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло…

Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино: и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.

Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно это было вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронесся материнский крик:

«Алексей, Алешенька, сынок!»,
Словно сын её услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой,
Все боялась, вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.

«Алексей!» – кричали земляки,
«Алексей!» – просили, – «Добеги!»
…Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.

И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.

«Алексей, Алешенька, сынок»,
Словно сын её услышать мог…

Дома всё ей чудилось кино,
Все ждала – вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.

Слайд №6

Ведущая: Сегодня мы хотим вас познакомить с историей одной русской матери, мужественной женщины, потерявшей в войне девятерых своих сыновей и, возможно, Дементьев и Мартынов создали её под впечатлением именно этой истории, или подобной. А рассказ наш пойдет о русской матери — Епистинии Фёдоровне Степановой (ее фото вы уже видели в видеоряде песни «Баллада о матери»).

Подвиг этой женщины и ее сыновей, которые смотрят на нас с этих портретов, хорошо известен. Это Епистиния Фёдоровна Степанова – жительница Краснодарского края и её 9 сыновей, которые погибли в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. В г.Тимошевске находится «Музей семьи Степановых». Старшему сыну Степановых Александру было всего семнадцать, когда его летом 1918 года расстреляли белогвардейцы.

1-й чтец: …Долгие месяцы войны каждодневно — зимой и летом, весной и осенью — выходила она за околицу, медленно шла на изволок, с затаенной тревогой поджидая почтальона Анисью. Запомнила каждый сантиметр нелегкой дороги, каждый бугорок, каждую ямку. Радовалась, встречая Анисью. Ободряли письма сыновей. По нескольку раз в сутки перечитывала фронтовые вести. Трудно об этом говорить, но так было. Однажды, вернувшись домой, Епистиния Федоровна обнаружила под притолокой похоронку на Василия. В другой раз нашла конверт с похоронкой на Филиппа. Позже прочитала извещение о том, что под Курском в танковом бою отдал жизнь за Родину двадцатипятилетний гвардии капитан Илья Степанов… Крепилась мать и в скорбном молчании, спотыкаясь на ровной дороге, снова и снова спешила на изволок. Надежды не покидали ее. Но письма приходили все реже и реже. Вот замолчал и Иван — пропал без вести. Только через много лет благодаря красным следопытам мать узнала о судьбе Ивана. Тяжело раненый в рукопашном бою, он был захвачен в плен. Из плена удалось бежать. Иван Михайлович разыскал партизанский отряд. В отряде руководил политической работой. По давнишней привычке вел дневник и писал стихи. Дневник Ивана Михайловича сохранился, а сам он погиб, попав в облаву. Советский офицер на допросах держался стойко. Гитлеровцы после долгих истязаний расстреляли его.

2-й чтец: Но мать не переставала ждать своих сыновей. Отгоняя тяжкие думы, закусив зубами кончики платка, повязанного туго, по-крестьянски, Епистиния Федоровна продолжала ходить на изволок. Но снова как-то обошла ее Анисья. И, вернувшись домой, Епистиния Федоровна опять нашла письмо. На прямоугольном конверте был номер полевой почты Александра. Долго мать стояла неподвижно, держа в дрожащих руках письмо и боясь распечатать его. Потом распечатала, прочла сливающиеся в глазах строки:

3-й чтец: «Дорогая Епистиния Федоровна! Ваш сын старший лейтенант Степанов А.М. погиб смертью храбрых 2 октября 1943 г.  Рота автоматчиков, которой командовал он, в числе первых форсировала реку Днепр. Фашисты обрушили на горстку смельчаков ливень огня и металла, часто атаковали, не давая бойцам как следует закрепиться на правом берегу…».

4-й чтец: Мать дождалась с войны только одного сына — Николая. Да и он, иссеченный осколками, инвалид, пожил немного.

…В погожие, далеко послевоенные майские дни мать ходила в городской парк к бюсту младшего сына Александра — Героя Советского Союза. Старалась идти твердо, с каждым вздохом собирая силы, растраченные за долгую жизнь. Дойдя до бюста, веером рассыпала у подножия памятника букетик ярких цветов. Прислоняла высохшую руку к холодному камню и думала… Думала мать о погибших сыновьях и видела их как наяву… А запомнила она их уходящими – далёкий, удаляющийся силуэт.

Слайд №7

Ведущая: В городе Тимошевске есть памятник Епистинии Фёдоровне, на котором она изображена сидящей на скамейке, смотрящей вдаль и ждущей своих сыновей. О русской Матери написано много книг, в том числе из серии «Жизнь замечательных людей», создан музей ее имени. И еще есть фильм. Он снят при жизни Епистинии Федоровны, когда она шагнула на свой девятый десяток. Его показывают на маленьком экране в музее. Фильм документальный. Мы сейчас увидим кадры из него. В нем нет ярких режиссерских находок и броских приемов оператора. Его героиня — уже очень немолодая женщина в белом платке, повязанном аккуратно, по-деревенски. Она говорит негромко, и каждому, кто слушает ее, кажется, что только к нему обращено ее слово. Тихо рассказывает она о тех годах, когда рядом росли дети. Вся она в том далеком счастливом времени, и разглаживаются ее морщинки, и светлым становится взгляд, а рука, кажется, так и ищет мягковолосую голову сына, чтобы приласкать… Всем, кто слушает ее, верится в хорошее, и хочется, чтобы ничего не случилось с ее дорогими мальчиками. А потом голос матери прерывается, и тогда становится трудно смотреть на экран из-за нахлынувших слез, трудно слушать женщину и невозможно справиться с волнением. Звучит живой ее голос: «Все сыны идут, а моих нет и нет…»

Слайд №8 Песня «Судьба матери» Алены Стихаревой - видеоклип

1. То не голубь почтовый с весточкой,
Черный ворон влетает в дом,
Надломилась тугая веточка,
Не цвести ей в саду родном

2. Покачнулась одна былиночка,
Заслонила всё пелена,
Девять мальчиков, девять кровиночек,
Забрала у неё война.

3. Но она всё ждала, всё верила,
Что получится их обнять,
И надежду свою доверила
Только Богу седая мать.

4. В доме тихом, как изваяние
Всё сидела совсем одна,
И молитву, как заклинание,
Всё шептала, не зная сна.

5. Всё боялась, чтоб их не сглазила
Нечисть чёрная на пути,
Всё рубашки руками гладила,
Прижимая с тоской к груди.

6. Вспоминала ораву бойкую,
Ох, и шумной была изба,
И за что ж долю злую, горькую
Уготовила ей судьба.

7. Погубила война проклятая
Её родную кровь и плоть,
Похоронка пришла девятая,
Не услышал её Господь.

8. То не голубь почтовый с весточкой,
Чёрный ворон влетает в дом…

Слайд №9

Прозвучала песня «Судьба матери», которую написала певица, поэт, композитор – Алена Стихарева.

Тяжело слушать такие драматичные, трагичные песни, но они раскрывают нашу жизнь, учат нас состраданию, сопереживанию, милосердию, а также побуждают беречь, уважать, оберегать свою маму, заботиться о ней, так же как и должны заботиться о нашей стране, а так же малой Родине.

Слайд №11

Песня «Моя мама лучшая на свете» из репертуара Кати Гуменюк – сценический псевдоним Ассоль, автор слов и музыки — самодеятельный композитор Брестской области И. Черник.

«Моя  мама  лучшая  на  свете» - видеоклип.

Ты меня на рассвете разбудишь,
Трогать волосы ласково будешь.
Как всегда поцелуешь любя,
И улыбка согреет меня.
Когда рядом ты со мной, мне тепло
И спокойно на душе, и светло…
В целом мире только мы: ты и я…
И пою про это я, мама моя.

ПРИПЕВ:
Моя мама лучшая на свете,
Она мне, как солнце в жизни светит.
Мама самый лучший в мире друг,
Как люблю тепло её я рук.
Моя мама лучшая на свете,
Она мне, как солнце в жизни светит.
Мама самый лучший в мире друг,
Как люблю тепло её я рук.
Мама, мама, мама моя. Мама, мама, мама моя.

Проигрыш

Ты всегда все поймешь и простишь,
Знаю я, ты ночами не спишь.
Потому, что ты любишь меня,
Потому, что я дочка твоя .
Когда рядом ты со мной, мне тепло
И спокойно на душе, и светло…
В целом мире только мы: ты и я…
И пою про это я, мама моя.

Все образы матери, созданные как композиторами прошлого, так и авторами современности, объединяет нежная, безграничная, бесконечная, жертвенная любовь к своим детям.

Слайд №26

С годами, став взрослее, в чувствах строже,

Вдруг сердцем начинаешь понимать -
Нет человека ближе и дороже,
Чем женщина, которой имя — Мать.
Она с тобой и в радости и в горе,
Она с тобой, пускай далёко ты.

И сколько же в её таится взоре
Сердечной, материнской теплоты!
Спешите к ней сквозь годы и разлуки,
Чтобы её утешить и обнять,
С благоговеньем поцелуйте руки
Той женщине, которой имя — Мать!

Слайд №27

Берегите, цените, нежно любите своих матерей, не забывайте и не стесняйтесь говорить им о своей любви.

   4. Слово учителя:

Анализируя увиденное,  хочется отметить , что тема материнства волновала и будет волновать людей  многие и многие века. Эта тема близка и вам, и сегодня вы тоже посвятили своим мамам свое произведение.

5.Видеофильм « Мама». Стихотворение , сочиненное Машкиной В.  «Мама».

6. Слово учителя:

Наш урок подходит к концу. Мне очень приятно, что сегодня на уроке не осталось ни одного равнодушного человека. Я искренне верю, что вы пронесете в своем сердце любовь к своей маме, уважительное и осознанное  отношение к любой женщине-матери через всю свою длинную и счастливую жизнь. И в заключение прозвучит песня  « МАМА» , которую исполнят Ибряков Дмитрий и Нелюбин Сергей.

Прикреплённые файлы:muter.zip
Автор: Ампилогова Наталья Валерьевна.
Просмотров: 1537
Дата создания: 26 Мая 2014 г.
Дата редактирования: 26 Мая 2014 г.